Денис Ивановский, обозреватель-международник, член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета, специально для канала @sevmorput
Как Севморпуть переживает западные санкции
Санкционное давление на Россию не обошло стороной арктическую логистику – существенно изменилась структура перевозок, проходящих через Северный морской путь. Если ранее более половины грузов по СМП шло в Европу, то сейчас 95% грузопотока идёт в азиатские страны – преимущественно в Китай.
Антироссийские санкции в первую очередь направлены на ограничения работы арктических сырьевых проектов: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и другие. По ним происходят сдвиги сроков ввода в эксплуатацию, что, в свою очередь, влияет на загруженность Севморпути, так как именно на них приходится львиная доля морских перевозок в Арктике.
В 2024 году грузопоток, обеспечивающий доставку нефти и газа, составит чуть менее 40 миллионов тонн. Показатель существенно отклонился от плана, по которому в этом году планировалось перевезти практически в два раза больше. На это повилял перенос запуска проекта «Арктик СПГ-2», существенное снижение объёмов производства проекта «Восток ойл», а также отложенный запуск «Обского ГХК» НОВАТЭКа.
Другим сдерживающим фактором развития арктических проектов стало сокращение иностранных инвестиций. Партнёрами России в Арктике были преимущественно европейские компании, которые полностью или частично вышли из сырьевых проектов, а также прекратили финансирование программ по строительству ледокольного флота, обслуживающего Северный морской путь. Отсутствие европейских денег компенсируется, с одной стороны, увеличением государственного финансирования, а с другой – привлечением инвестиций стран азиатско-тихоокеанского региона.
Санкции критическим образом не повлияют ни на один из проектов – всё будет запущено, правда с временными сдвигами. Сейчас российские компании завершают поиск поставщиков оборудования, которое ранее закупалось в Европе.
Что касается контейнерных перевозок, то санкции на этот сектор никак не повлияли. Во-первых, их доля в общем грузопотоке составляет менее трёх процентов. Практически все транзитные контейнерные перевозки по СМП проходят в формате тестирования. Системные маршруты стали появляются только в прошлом году, что демонстрирует рост потенциала Севморпути. Кроме того, растёт интерес со стороны Китая, Индии, арабских стран к контейнерным перевозкам через Арктику.
С морским приветом, @sevmorput
Как Севморпуть переживает западные санкции
Санкционное давление на Россию не обошло стороной арктическую логистику – существенно изменилась структура перевозок, проходящих через Северный морской путь. Если ранее более половины грузов по СМП шло в Европу, то сейчас 95% грузопотока идёт в азиатские страны – преимущественно в Китай.
Антироссийские санкции в первую очередь направлены на ограничения работы арктических сырьевых проектов: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и другие. По ним происходят сдвиги сроков ввода в эксплуатацию, что, в свою очередь, влияет на загруженность Севморпути, так как именно на них приходится львиная доля морских перевозок в Арктике.
В 2024 году грузопоток, обеспечивающий доставку нефти и газа, составит чуть менее 40 миллионов тонн. Показатель существенно отклонился от плана, по которому в этом году планировалось перевезти практически в два раза больше. На это повилял перенос запуска проекта «Арктик СПГ-2», существенное снижение объёмов производства проекта «Восток ойл», а также отложенный запуск «Обского ГХК» НОВАТЭКа.
Другим сдерживающим фактором развития арктических проектов стало сокращение иностранных инвестиций. Партнёрами России в Арктике были преимущественно европейские компании, которые полностью или частично вышли из сырьевых проектов, а также прекратили финансирование программ по строительству ледокольного флота, обслуживающего Северный морской путь. Отсутствие европейских денег компенсируется, с одной стороны, увеличением государственного финансирования, а с другой – привлечением инвестиций стран азиатско-тихоокеанского региона.
Санкции критическим образом не повлияют ни на один из проектов – всё будет запущено, правда с временными сдвигами. Сейчас российские компании завершают поиск поставщиков оборудования, которое ранее закупалось в Европе.
Что касается контейнерных перевозок, то санкции на этот сектор никак не повлияли. Во-первых, их доля в общем грузопотоке составляет менее трёх процентов. Практически все транзитные контейнерные перевозки по СМП проходят в формате тестирования. Системные маршруты стали появляются только в прошлом году, что демонстрирует рост потенциала Севморпути. Кроме того, растёт интерес со стороны Китая, Индии, арабских стран к контейнерным перевозкам через Арктику.
С морским приветом, @sevmorput