Россия в 2023 году заняла четвертое место в мире по экспорту сжиженного природного газа (СПГ). Наши поставки за границу составили 31,4 млн тонн, следует из ежегодного отчета Международной ассоциации импортеров СПГ (GIIGNL). По итогам 2024-го ожидаются вводы новых СПГ-активов общей мощностью 33,5 млн тонн. В то же время наращивают свои поставки Катар, Австралия, США.
Чем объясняется такая востребованность СПГ в мире, и в России в частности? Каковы выгоды и риски работы на этом рынке? И главное, какие преимущества или потери - в случае промедления с реализацией новых проектов использования сжиженного топлива - могут ощутить на себе жители различных регионов России: от экологии до экономики? Об этом мы беседуем с Президент-председателем правления Национальной ассоциации СПГ Павлом Сарафанниковым.
Павел Викторович, на фоне сложностей с транспортировкой трубопроводного газа через Украину, ситуацией с "Северным потоком" сжиженный природный газ становится приоритетным энергоносителем для экономики?
Павел Сарафанников: Не существует идеальных решений для всех проблем сразу. И если мы говорим о реализации грамотных проектов энергообеспечения, то всегда надо учитывать множество факторов. Где-то СПГ оказывается слишком дорогим ресурсом… Но во многих случаях он не только более рентабелен, в сравнении с другими видами топлива, но и более экологичен и технологичен. А есть ситуации, когда СПГ просто нет альтернативы. К тому же никто сегодня не может гарантировать безопасность магистралей газотранспортной сети, а транспортировка природного газа в охлажденном и сжатом состоянии позволяет выстраивать мобильные логистические цепочки.
Давайте уточним, что трубопроводный и сжиженный газ - это, по сути, одно и то же вещество. СПГ - лишь форма более эффективного и компактного хранения природного газа, охлажденного и сжатого в 600 раз до жидкого состояния. Так, одна тонна сжиженного газа имеет объем всего 2,4 кубометра, тогда как тонна природного - 1320. А потому снижение экспорта газа и сохранение объемов его добычи в современных условиях России - важная составляющая для развития внутреннего рынка. И это может стать драйвером для многих экономических и технологических процессов. Именно поэтому в России уже в ближайшие годы ожидается ввод новых СПГ-активов общей мощностью в 33,5 млн тонн, ведь потребность в доступных энергоносителях продолжает расти, как в странах, традиционно зависимых от российского газа: Австрии, Восточной Европы, так и внутри нашей страны. И здесь очень важно, чтобы традиционно российскую долю международного рынка СПГ не заняли компании из других частей света.
Какие усилия для этого нужно предпринять, санкции-то связывают по рукам сегодня многие отрасли?
Павел Сарафанников: Надо развивать собственные технологии, наращивать разработку и производство высокотехнологичного оборудования, строить крупнотоннажные СПГ-заводы и терминалы, увеличивать танкерный флот. Конечно, без государственной поддержки этот рост невозможен.
А что происходит на внутреннем рынке сжиженного природного газа?
Павел Сарафанников: На сегодняшний день в России действует 22 малотоннажных (МТСПГ), три среднетонажных и два крупнотонажных завода по производству СПГ. Кстати, малотоннажное производство по классификации 2023 года, - это выпуск до 20 тонн сжиженного природного газа в час или до 170 тыс. тонн в год. Большинство таких предприятий работает на базе российских технологий. Именно такие производства нужны нашей стране, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка. Средне- и крупнотоннажные производства рассчитаны, прежде всего, на экспортные поставки.
Если же говорить о санкциях, то российские компании уже многое сделали в плане импортозамещения. Например, разработали и внедрили технологии сжижения с использованием дроссельного, детандерного и азотного циклов. В стадии разработки - технологии смесевого хладагента. Сейчас реализуются проекты по строительству еще 26 заводов МТСПГ, заявлено еще 50 проектов. В рамках применения СПГ как газомоторного топлива (ГМТ) количество КриоАЗС тоже растет, сегодня 59 таких станций. Поддержка и заинтересованность государства здесь имеют огромное значение. В планах правительства России к 2035 году производить до 140 млн тонн СПГ в год, а это около 20 процентов мирового рынка, а планируемый объем потребления СПГ на внутреннем рынке России как ГМТ и когенерации - более семи млн тонн. Для этого минпромторг, минэнерго, минтранс, минприроды и другие разработали и запустили программы субсидирования развития отрасли.
Есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в отрасль СПГ, но они зависят от спроса. Что его сдерживает внутри страны?
Павел Сарафанников: Потребность в СПГ постоянно растет, а вот какими темпами - другой вопрос. И тут мы приходим к интересному выводу. Чтобы переводить на СПГ, скажем, крупногабаритный транспорт - автобусы, коммунальную технику - власти регионов должны вникнуть в принцип использования этого вида топлива: это экономия денег не только на ГСМ, но и значительное сокращение износа двигателей. Значит, дольше не придется покупать новые автобусы, которые стоят сегодня десятки миллионов рублей каждый. Для населения это тоже сулит экономию семейного бюджета, поскольку проезд в общественном транспорте перестанет так стремительно дорожать. Еще один плюс - минимизация экологического вреда за счет сокращения выбросов в атмосферу. Конечно, принятие подобных решений требует взвешенного подхода через разработку и утверждение программ развития в энергетике и транспорте с учетом новых возможностей.
Вот лишь один пример: власти Санкт-Петербурга в 2022 году закупили около трех тысяч автобусов, работающих на СПГ, что уже дало экономию бюджета порядка 2,7 млрд рублей в год. А с расширением парка автобусов возникла необходимость и в строительстве девяти КриоАЗС. Положительный опыт Северной столицы активно перенимают другие регионы. Ведь если добавить в автопарк технику, работающую на СПГ (особенно это актуально для техники, работающей в круглосуточном режиме, коммунальный или строительный транспорт), то это даст мгновенный положительный экономический эффект в бюджете и экономию на тарифах для населения.
Многие регионы, особенно арктические и северные территории, отдаленные от основных газотранспортных сетей, обращают пристальное внимание на СПГ как на оптимальное решение по обеспечению энергией коммунального хозяйства или для восполнения дефицита энергии на производствах, когда сжиженный газ оказывается дешевле дизельного топлива. Плюс СПГ не замерзает, ему чем холоднее, тем лучше, нормальная температура его хранения минус 143-161 градусов Цельсия. Конечно, вопрос сокращения углеродного следа становится все более актуальным.
В ходе нашей беседы вы неоднократно повторили, что каждая ситуация требует индивидуальной проработки. Но на ближайших подступах инвестору и заказчику нужно хотя бы общее понимание, насколько их проект СПГ будет успешным.
Павел Сарафанников: Такая возможность у них есть. В наше отраслевое объединение входят лучшие представители рынка СПГ - научные учреждения, производители самого СПГ и криооборудования, а также фирмы, развивающие инфраструктуру сбыта. Это 81 компания, и вместе они обладают достаточно широкими компетенциями, чтобы реализовать любой проект в данной сфере на территории нашей страны.
Мониторинг, аналитика и экспертиза НАСПГ могут быть использованы не только бизнесом, но и региональными властями, которые приняли взвешенное решение о переводе своего транспорта и инфраструктуры ЖКХ на газомоторное топливо. При формировании таких программ очень важно учитывать применение технологий с различными технико-физическими характеристиками, особенностями региона, его потребности в энергоносителях, локацию. Разобраться со всем этим и принять оптимальное решение помочь могут специалисты НАСПГ.
Мы можем помочь и с разработкой комплексных программ в этой сфере, дающих быстрый экономический эффект. Как раз сейчас Ассоциация сопровождает проект по газификации города Читы в Красноярском крае.
Вы говорите о какой-то невероятной программе, в которую можно закачать исходные данные и получить объективный прогноз развития ситуации?
Павел Сарафанников: Именно так. Национальная ассоциация в этом году отметила свое пятилетие. За время работы мы создали много уникальных продуктов для развития отрасли. Например, программный продукт "Калькулятор СПГ" позволяет выполнить быстрый экономический расчет рентабельности проекта: от производства СПГ, его транспортировки всеми видами транспорта и до применения. Второй важный инструмент - "Карта СПГ" (аналитико-пространственная модель) служит для анализа ситуации на рынке СМПГ и позволяет увидеть и понять все реализованные, реализуемые и планируемые к реализации проекты рынка.
Мы обладаем уникальными кейсами российских компаний, которые смогли через генерацию СПГ компенсировать дефицит электрической и тепловой энергии на нефтяных месторождениях. В процессе разработки и другие продукты, которые позволят быстро реагировать на потребности и успешно реализовывать проекты рынка СПГ х
Чем объясняется такая востребованность СПГ в мире, и в России в частности? Каковы выгоды и риски работы на этом рынке? И главное, какие преимущества или потери - в случае промедления с реализацией новых проектов использования сжиженного топлива - могут ощутить на себе жители различных регионов России: от экологии до экономики? Об этом мы беседуем с Президент-председателем правления Национальной ассоциации СПГ Павлом Сарафанниковым.
Павел Викторович, на фоне сложностей с транспортировкой трубопроводного газа через Украину, ситуацией с "Северным потоком" сжиженный природный газ становится приоритетным энергоносителем для экономики?
Павел Сарафанников: Не существует идеальных решений для всех проблем сразу. И если мы говорим о реализации грамотных проектов энергообеспечения, то всегда надо учитывать множество факторов. Где-то СПГ оказывается слишком дорогим ресурсом… Но во многих случаях он не только более рентабелен, в сравнении с другими видами топлива, но и более экологичен и технологичен. А есть ситуации, когда СПГ просто нет альтернативы. К тому же никто сегодня не может гарантировать безопасность магистралей газотранспортной сети, а транспортировка природного газа в охлажденном и сжатом состоянии позволяет выстраивать мобильные логистические цепочки.
Давайте уточним, что трубопроводный и сжиженный газ - это, по сути, одно и то же вещество. СПГ - лишь форма более эффективного и компактного хранения природного газа, охлажденного и сжатого в 600 раз до жидкого состояния. Так, одна тонна сжиженного газа имеет объем всего 2,4 кубометра, тогда как тонна природного - 1320. А потому снижение экспорта газа и сохранение объемов его добычи в современных условиях России - важная составляющая для развития внутреннего рынка. И это может стать драйвером для многих экономических и технологических процессов. Именно поэтому в России уже в ближайшие годы ожидается ввод новых СПГ-активов общей мощностью в 33,5 млн тонн, ведь потребность в доступных энергоносителях продолжает расти, как в странах, традиционно зависимых от российского газа: Австрии, Восточной Европы, так и внутри нашей страны. И здесь очень важно, чтобы традиционно российскую долю международного рынка СПГ не заняли компании из других частей света.
Какие усилия для этого нужно предпринять, санкции-то связывают по рукам сегодня многие отрасли?
Павел Сарафанников: Надо развивать собственные технологии, наращивать разработку и производство высокотехнологичного оборудования, строить крупнотоннажные СПГ-заводы и терминалы, увеличивать танкерный флот. Конечно, без государственной поддержки этот рост невозможен.
А что происходит на внутреннем рынке сжиженного природного газа?
Павел Сарафанников: На сегодняшний день в России действует 22 малотоннажных (МТСПГ), три среднетонажных и два крупнотонажных завода по производству СПГ. Кстати, малотоннажное производство по классификации 2023 года, - это выпуск до 20 тонн сжиженного природного газа в час или до 170 тыс. тонн в год. Большинство таких предприятий работает на базе российских технологий. Именно такие производства нужны нашей стране, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка. Средне- и крупнотоннажные производства рассчитаны, прежде всего, на экспортные поставки.
Если же говорить о санкциях, то российские компании уже многое сделали в плане импортозамещения. Например, разработали и внедрили технологии сжижения с использованием дроссельного, детандерного и азотного циклов. В стадии разработки - технологии смесевого хладагента. Сейчас реализуются проекты по строительству еще 26 заводов МТСПГ, заявлено еще 50 проектов. В рамках применения СПГ как газомоторного топлива (ГМТ) количество КриоАЗС тоже растет, сегодня 59 таких станций. Поддержка и заинтересованность государства здесь имеют огромное значение. В планах правительства России к 2035 году производить до 140 млн тонн СПГ в год, а это около 20 процентов мирового рынка, а планируемый объем потребления СПГ на внутреннем рынке России как ГМТ и когенерации - более семи млн тонн. Для этого минпромторг, минэнерго, минтранс, минприроды и другие разработали и запустили программы субсидирования развития отрасли.
Есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в отрасль СПГ, но они зависят от спроса. Что его сдерживает внутри страны?
Павел Сарафанников: Потребность в СПГ постоянно растет, а вот какими темпами - другой вопрос. И тут мы приходим к интересному выводу. Чтобы переводить на СПГ, скажем, крупногабаритный транспорт - автобусы, коммунальную технику - власти регионов должны вникнуть в принцип использования этого вида топлива: это экономия денег не только на ГСМ, но и значительное сокращение износа двигателей. Значит, дольше не придется покупать новые автобусы, которые стоят сегодня десятки миллионов рублей каждый. Для населения это тоже сулит экономию семейного бюджета, поскольку проезд в общественном транспорте перестанет так стремительно дорожать. Еще один плюс - минимизация экологического вреда за счет сокращения выбросов в атмосферу. Конечно, принятие подобных решений требует взвешенного подхода через разработку и утверждение программ развития в энергетике и транспорте с учетом новых возможностей.
Вот лишь один пример: власти Санкт-Петербурга в 2022 году закупили около трех тысяч автобусов, работающих на СПГ, что уже дало экономию бюджета порядка 2,7 млрд рублей в год. А с расширением парка автобусов возникла необходимость и в строительстве девяти КриоАЗС. Положительный опыт Северной столицы активно перенимают другие регионы. Ведь если добавить в автопарк технику, работающую на СПГ (особенно это актуально для техники, работающей в круглосуточном режиме, коммунальный или строительный транспорт), то это даст мгновенный положительный экономический эффект в бюджете и экономию на тарифах для населения.
Многие регионы, особенно арктические и северные территории, отдаленные от основных газотранспортных сетей, обращают пристальное внимание на СПГ как на оптимальное решение по обеспечению энергией коммунального хозяйства или для восполнения дефицита энергии на производствах, когда сжиженный газ оказывается дешевле дизельного топлива. Плюс СПГ не замерзает, ему чем холоднее, тем лучше, нормальная температура его хранения минус 143-161 градусов Цельсия. Конечно, вопрос сокращения углеродного следа становится все более актуальным.
В ходе нашей беседы вы неоднократно повторили, что каждая ситуация требует индивидуальной проработки. Но на ближайших подступах инвестору и заказчику нужно хотя бы общее понимание, насколько их проект СПГ будет успешным.
Павел Сарафанников: Такая возможность у них есть. В наше отраслевое объединение входят лучшие представители рынка СПГ - научные учреждения, производители самого СПГ и криооборудования, а также фирмы, развивающие инфраструктуру сбыта. Это 81 компания, и вместе они обладают достаточно широкими компетенциями, чтобы реализовать любой проект в данной сфере на территории нашей страны.
Мониторинг, аналитика и экспертиза НАСПГ могут быть использованы не только бизнесом, но и региональными властями, которые приняли взвешенное решение о переводе своего транспорта и инфраструктуры ЖКХ на газомоторное топливо. При формировании таких программ очень важно учитывать применение технологий с различными технико-физическими характеристиками, особенностями региона, его потребности в энергоносителях, локацию. Разобраться со всем этим и принять оптимальное решение помочь могут специалисты НАСПГ.
Мы можем помочь и с разработкой комплексных программ в этой сфере, дающих быстрый экономический эффект. Как раз сейчас Ассоциация сопровождает проект по газификации города Читы в Красноярском крае.
Вы говорите о какой-то невероятной программе, в которую можно закачать исходные данные и получить объективный прогноз развития ситуации?
Павел Сарафанников: Именно так. Национальная ассоциация в этом году отметила свое пятилетие. За время работы мы создали много уникальных продуктов для развития отрасли. Например, программный продукт "Калькулятор СПГ" позволяет выполнить быстрый экономический расчет рентабельности проекта: от производства СПГ, его транспортировки всеми видами транспорта и до применения. Второй важный инструмент - "Карта СПГ" (аналитико-пространственная модель) служит для анализа ситуации на рынке СМПГ и позволяет увидеть и понять все реализованные, реализуемые и планируемые к реализации проекты рынка.
Мы обладаем уникальными кейсами российских компаний, которые смогли через генерацию СПГ компенсировать дефицит электрической и тепловой энергии на нефтяных месторождениях. В процессе разработки и другие продукты, которые позволят быстро реагировать на потребности и успешно реализовывать проекты рынка СПГ х