Статьи

Между Катаром и США

Россия может занять 17% мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) к 2035 году, компенсировав потери на рынке трубопроводных газовых поставок в Европе и выйдя на уровень производства 110 млн тонн СПГ в год. При этом цена на российский СПГ, даже отгружаемый из арктических регионов, будет конкурентоспособной на мировом рынке. О перспективах рынка природного газа рассказала директор по исследованиям инвестиционной компании «Имплемента» Мария Белова.
— Как вы оцениваете баланс мирового спроса и предложения на сжиженный природный газ?

— Сейчас глобальный рынок СПГ можно охарактеризовать как дефицитный, причем превышение спроса над предложением случилось еще в 2022 году из-за политики Евросоюза по замещению российского трубопроводного газа. Однако ситуация по мере запуска новых СПГ-заводов в эксплуатацию и санкционирования их строительства стабилизируется. За последний год финальные инвестиционные решения были приняты для мощностей СПГ, способных выпускать более чем 60 млн тонн продукции в год. Уже в этом году рынок может быть близок к балансу в районе 425 млн тонн, если только НОВАТЭК на фоне американских санкций не перенесет сроки запуска двух технологических линий завода «Арктик СПГ-2».

В 2022 году из 134 тыс. тонн произведенного на российских малотоннажных заводах СПГ почти половина была отправлена на внешние рынки, 35% потреблено в стране как газомоторное топливо, порядка 15% пошло на газификацию

— Какое место у российских проектов по производству СПГ на мировой карте с учетом мощностей по перевалке и доставке?

— Россия — четвертый номер среди крупнейших производителей сжиженного природного газав мире. Наш экспорт СПГ по итогам 2023 года составил порядка 31 млн тонн, из них в Европу — более 60%, 19,5 млн тонн. Напомню, что пока на сжиженный газ не распространяется эмбарго ЕС, хотя в ноябре 2023 года в санкционный список США попал проект «Арктик СПГ-2». Сейчас не понятно, сможет ли этот газ попасть в Европу. Что касается долгосрочных перспектив, в реалистичном сценарии к 2035 году мощности СПГ-заводов РФ составят 110 млн тонн, что позволит покрыть до 17% мирового спроса.

— Как соотносится стоимость российского СПГ и аналогичного продукта из США, Катара и Австралии, поставляемого на мировые рынки?

— Полная стоимость поставок сжиженного природного газа, включая его производство и транспортировку, в страны Восточной Азии у Катара составляет порядка $3 за 1 млн британских тепловых единиц (МБТЕ), у российского завода проекта «Сахалин-2» — $5,2 за 1 МБТЕ. Аналогичный показатель будет у завода проекта «Арктик СПГ-2» при условии транспортировки газа по Северному морскому пути, а в обход СПМ — $7 за 1 МБТЕ, поставки проекта «Ямал СПГ» по Севморпути обходятся в $6,8 за 1 МБТЕ, по длинному маршруту — уже $8,6 за МБТЕ. Поставка СПГ с американского завода Sabine Pass в адрес потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе достигает $10 за 1 МБТЕ. Замыкает список Австралия: несмотря на географическую близость к главным азиатским рынкам сбыта, полная стоимость поставок СПГ проекта QCLNG в Восточную Азию оценивается в $11 за 1 МБТЕ. Таким образом, российские СПГ-проекты есть и будут конкурентоспособны на мировом рынке и найдут своего покупателя даже в условиях потенциального европейского эмбарго и новых санкций США. Кстати, при усилении нерыночных ограничений цена на газ на глобальном рынке вырастет, что также пойдет на пользу российским заводам.

Россия — четвертый номер среди крупнейших производителей сжиженного природного газа в мире. Наш экспорт СПГ по итогам 2023 года составил порядка 31 млн тонн, из них в Европу — более 60%, 19,5 млн тонн

— При потенциальном росте спроса хватит ли мощностей для транспортировки СПГ?

— В 2023 году общий флот газовозов, включающий плавучие хранилища СПГ, танкеры для перевозки малотоннажных партий и судна-бункеровщики СПГ, насчитывает порядка 800 судов. А мировой портфель заказов на газовозы достигает почти половины этого количества. Судостроители успевают реагировать на запросы рынка. Правда, в условиях санкций в отношении российских газовых проектов, когда отечественные компании получают отказы от поставщиков, а также эскалации конфликта на Ближнем Востоке, что приводит к удлинению маршрутов перевозки, как минимум произойдет рост фрахтовых ставок, а как максимум могут возникнуть локальные дефициты судов.

— Как вы оцениваете внутренний спрос на СПГ?

— В 2022 году из 134 тыс. тонн произведенного на российских малотоннажных заводах СПГ почти половина была отправлена на внешние рынки, 35% потреблено в стране как газомоторное топливо, порядка 15% пошло на газификацию. В России растет интерес к использованию сжиженного газа в качестве газомоторного топлива, что объясняется его экономической эффективностью и ростом государственной поддержки. Так, тяжелый грузовой транспорт на сжиженном газе в России окупается примерно за 200 тыс. км пробега. Нельзя не отметить и активное развитие газозаправочной инфраструктуры на федеральных трассах, что решает проблему запаса хода для транспортных средств.

Особый интерес для газификации за счет СПГ представляют изолированные регионы, в том числе с низкой плотностью населения, и промышленные потребители — здесь речь идет об автономной газификации на Дальнем Востоке: в районе газопровода «Сила Сибири» и будущей трубы «Сила Сибири-2», на Камчатке и Сахалине. Хорошие перспективы у СПГ и в области бункеровки. Происходящее сейчас повышение экологических требований к судовому топливу расширяет нишу для сжиженного газа, который является чистым топливом. Существует возможность заправки судов с автоцистерн, малотоннажных судов-бункеровщиков и со стационарного СПГ-хранилища.
Made on
Tilda