Статьи

Чистая энергия — в каждый дом

От редакции: на сегодняшний день сжиженный природный газ (СПГ) является одним из главных трендов топливно-энергетического комплекса, с каждым годом обретая всё большую популярность. В рамках конференции «Природный газ: газомоторное топливо» в Санкт-Петербурге наш корреспондент встретился с председателем правления Национальной ассоциации СПГ
Павлом Сарафанниковым, который поделился перспективами развития отрасли.

АС: Расскажите пожалуйста, про Национальную ассоциацию СПГ, которую Вы возглавляете. Кто в неёвходит? Какие цели и задачи стоят перед организацией?
ПС: Национальная ассоциация СПГ была организована в 2019 году с целью развития и популяризации производства ипотребления сжиженного природногогаза. На сегодняшний день в нашу ассоциацию входят более 70 компаний, которые являются производителями оборудования, технологами. Также
это различные институты, лидирующие эксперты в области СПГ на территории России и инвестиционные группы, которые заинтересованы в развитии отрасли как в инвестиционномпортфеле. Эксперты и партнеры ассоциации имеют опыт проведения маркетинговых и социологических исследований по изуче- ниюпотенциала рынка в рамках реализации инвестиционных проектов; принимают участие в разработке идеологии регионального брендинга для ряда городов России; привлекаются в качестве экспертов к анализу общественно-политической ситуации, в том числе для проекта «Северный поток-2», оценке экономической эффективности проектов по производству СПГ в Ямало-Ненецком автономном округе и Саратовской области. Мы ведём активную деятельность по развитию отрасли малотоннажного СПГ в России, пропаганде и популяризации применения сжиженного природного газа, автономной газификации малых населенных пунктов, развитию ГМТ, привлечению инвестиций в отрасль СПГ для бизнеса. Одним из направлений является наращивание информационной базы, сбор, обработка и. обмен информацией с партнерами, совместная реализация проектов в области СПГ.
Внашу сферу деятельности входит:
• проведение социологических и маркетинговых исследова-
ний;
• внедрениеи реализация энергосервисных контрактов на тер-
ритории РФ по переходу объектов ТЭК на СПГ;
• реализация интересов компаний-партнеров в сфере разви-
тия рынка СПГ;
• совместная с партнерами реализация проектов в области природного газа по производству, хранению, использованию, перевозке СПГ.
Одно из главных достижений, которого мы смогли добиться, - это участие ассоциации в Научно-экспертном совете помонитобингу реализации законодательства в области энергетики,
энергосбережения и повышения энергетической эффективности пои Совете Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, где она возглавляет секцию «Мониторинг реализации проектов вобласти использования природного газа». Участники ассоциации являются авторами эксклюзивной разработки для инвесторов программного комплекса «Калькулятор (ПГ», созданного для возможности оценки экономической эффективности и просчета различных моделей поведения рынка в отрасли СПГ и включающего блоки «Производство», «Логистика», «Потребление».
Кроме того, экспертами ассоциации был произведён анализ привлекательности регионов России для их газификации через «Виртуальные газопроводы» со строительством мало- тоннажных заводов СПГ, развитием средств доставки и использования СПГ.
АС: Очевидно, что в последние годы мы наблюдаем тенденцию мирового развития производства СПГ, являющегося альтернативой традиционному трубопроводному транспорту газа. Вероятнее всего, стоимость эксплуатации магистральных трубопроводов либо уже превысила, либо в скором времени превысит стоимость строительства иэксплуатации заводов по производству СПГ при безусловном расширении географии сбыта. Когда, с Вашей точки зрения, это может произойти?
ПС: На самом деле это уже происходит. Мы с экспертами просчитывали эти модели, и уже сейчас можем абсолютно достоверно заявить, что использование на удалённых от газотранспортной сети объектах энергообеспечения выгодно и в промежутке времени, и по экономике. Ведь на сегодняшний день проложить газопровод на большие расстояния - это удовольствие довольно-таки не дешёвое, и к тому же временной лаг получается большим. И, наоборот, СПГ позволяет увеличивать объёмы вашего проекта в случае необходимости. Также довольно быстро его можно запустить. То есть мы говорим о том, что вы уже не привязываетесь к газотранспортной сети, а начинаете свой проект буквально в считанные месяцы. И поэтому я сполной уверенностью могу сказать, что СПГ сегодня имеет конкурентное преимущество перед газотранспортной сетью.
Да, конечно, мы понимаем, что газотранспортная сеть является более стабильным источником энергообеспечения. Но, тем не менее, к примеру, если мы захотим свой проект увеличить,
то мы не сможем этого сделать, потому что объём и диаметр трубы ограничены. А использование СПГ позволяет довольно быстро нарастить необходимые объёмы через дополнительный объём поставок, будь то автотранспорт, железная дорога или морской транспорт. И, конечно же, в этом случае существенно снижается вред, наносимый природе, потому что не вырубаются леса, не наносится ущерб земле, животному миру и всей инфраструктуре.
АС: Анализируя сегодняшнее состояние отечественного рынка СПГ, видятся ли Вам положительными перспективы его развития? Какие факторы, по Вашему мнению, мешают его совершенствованию? Способны ли какие-либо меры государственного регулирования улучшить текущую обстановку?
ПС: Конечно, мы видим положительные перспективы развития рынка СПГ. На сегодняшний день со стороны Правительства РФ 2021 год, по нашему мнению, был решающим: вышел ряд стратегических постановлений и распоряжений, которые позволяют посмотреть на рынок СПГ оптимистично. В частности, мы говорим о дорожной карте (распоряжение Правительства РФ N°350-P), о распоряжении N°640, и, самое важное, о постановлении Правительства РФ N°221 «O развитии рынка газомоторного топлива». На самом деле есть ещё ряд других постановлений, принятых за последние годы. Это и «План развития инфраструктуры Северного морского пути», и «Стратегическое развитие Арктической зоны РФ». И, если говорить с точки зрения бизнеса, то, конечно, этих документов не хватало для чёткого понимания о необходимости использования СПГ как одного из ключевых источников энергии встратегии развития энергетической безопасности. Сегодня мы можем сказать, что со стороны Правительства есть абсолютная поддержка. Кроме того, Минпромторгом выделяются субсидии на развитие СПГ проектов.
Если мы говорим конкретно про запрос общества, то сегодня тот вектор, куда смотрят люди,- это минимальный вред для окружающей среды и человека. СПГ как раз позволяет минимизировать этот ущерб, это практически экологический вид топлива.
Но, конечно, на сегодняшний день нам необходима разработка требований, ГОСТов, профстандартов для отрасли. Их отсутствие сейчас тормозит динамичное развитие. Если мы говорим, например, про охранные зоны газозаправочной инфраструктуры, то они сохраняются с 1970-х годов, и там совершенно другие параметры, уже не соответствующие современным требованиям. Конечно, мешает отсутствие правового регулирования, норм.промышленной безопасности, пожарной безопасности. Но мы прекрасно понимаем, что в долгосрочной программе развития СПГ чётко прописано, что все эти вопросы должны быть решены в 2022-2023 годах, по этому у нас есть уверенность, что эти документы будут приняты, следовательно, и развитие отрасли станет более динамичным, более понятным для бизнеса.
АС: Насколько широко в реализованных и перспективных малотоннажных СПГ-проектах применяются российские технологии и используется продукция российских производителей (в частности, российская криогенная арматура)? Есть ли ограничения использования продукции российских производителей в малотоннажных СПГ-проектах?
ПС: В настоящее время никаких ограничений для использования российского оборудования в СПГ проектах нет. Другое дело, что сегодня нет технологий, которые позволили бы нам производить то или иное оборудование. У нас нет производственных мощностей, нет специалистов, и это является определённой проблемой. В связи с этим сейчас основную долю криогенной арматуры составляет продукция европейских, китайских, американских производителей. В России, к сожалению, это оборудование имеет ничтожный объём. Но мы, несомненно, надеемся, что отечественные производители более активно включатся в развитие именно этого направления, потому что, на наш взгляд, это очень серьёзно тормозит развитие отрасли.
На сегодняшний день те производства, которые организовывались либо организуются, с точки зрения конкуренто способности пока не могут соревноваться с иностранными разработками. Ведь любое новое производство влечёт высокие капитальные затраты и себестоимость продукта. Для увеличения активности производства криогенной арматуры необходима поддержка Правительства РФ, субсидии на разработки и организацию новых технологических линий и, в принципе, на старт этих проектов.
Конечно, мы верим в то, что российское производство криогенной арматуры в ближайшее время начнёт более активно развиваться.
АС: Как в конкретных цифрах Вы оцениваете перспективы внедрения российских технологий в средне и крупнотоннажное производство СПГ? В частности, насколько, по Вашей оценке, может быть масштабирована российская технология среднетоннажного производства, примененная на 4 - й линии«Ямал СПГ»?
ПС: Интересный вопрос. Что касается средне и крупнотоннажного производства в России, то мы знаем о том, что эти линии не собираются ограничивать себя в развитии, в них идёт постоянная динамика роста.
Первый модуль завода был доставлен на площадку в сентябре 2015 года, тогда же началась поставка прочего оборудования длительного срока изготовления. Первая технологическая линия завода запущена в декабре 2017 года. Восьмого декабря завод «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа. Команду на начало погрузки СПГ на танкер «Кристоф де Маржери» дал Президент России В.В. Путин входе торжественной церемонии в Сабетте. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологи- ческой линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал (ПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии. Четвертая линия проекта Ямал СПГ мощностью 0,9млн тонн СПГ в год была запущенна в мае 2021 года.
В 2021 году состоялся запуск средне тоннажной 4-й линии «Ямал СПГ», построенной на технологии «Арктический каскад» (ПАО «НОВАТЭК»). Ранее заявлялось, что уровень локализации оборудования на данном проекте превышает 95%. К сожалению, имеющиеся проблемы с оборудованием, использованным при строительстве, не позволили перейти к этапу масштабирования «Арктического каскада». Поэтому в ближайшие годы не стоит ожидать внедрения конкурентоспособной российской крупнотоннажной технологии производства СПГ. Среднетоннажная линия «Ямал СПГ» Т4 использует инфраструктуру хранения и отгрузки СПГ, созданную для первых трех крупнотоннажных линий. Поставки СПГ учитываются в обшей отгрузке «Ямал СПГ».
Действующие и реализуемые проекты производства СПГ в России учитывают необходимость управления углеродным следом. При этом для его снижения используются не только традиционные методы и выгоды географического расположения, но и применяются уникальные технологии, среди которых следует выделить следующие: построение сложных логистических цепочек с применением плавучих терминалов перевалки СПГ, которые позволяют снизить выбросы при транспортировке СПГ с арктических проектов («Ямал СПГ»);
• углубленная переработка поступающего потока сырьевого газа («Балтийский СПГ»);
• применение АЭС и плавучих АЭС для энергоснабжения производства СПГ («Якутский СПГ»).
Объем производства проекта «Ямал СПГ» вырос в 2021 году на 300 тысяч тонн, что можно объяснить вводом четвертой производственной линии проекта. Производство СПГ на Сахалине снизилось из-за длительной остановки на техническое обслуживание и ремонт .
Заявленные сложности с технологией «Арктический каскад» на четвертой среднетоннажной линии «Ямал СПГ» и фактическое прекращение проекта «Обский СПГ» ставят под сомнение дальнейшее развитие российских крупнотоннажных технологий производства СПГ. Один из ключевых проектов перегрузочный СПГ-терминал на Камчатке, предназначенный для перегрузки СПГ, доставляемого с завода «Ямал СПГ» в страны АТР, а в перспективе - и с будущих заводов компании на Ямале. На терминале предполагается перевалка СПГ с газовозов арктического ледового класса на обычные СПГ-танкеры, а так- же поставка СПГ для газификации региона. Инфраструктура терминала на Камчатке может использоваться планируемыми арктическими проектами в США и Канаде для операций перевалки и торговли СПГ.
Аналогичные задачи стоят перед перегрузочным комплексом СПГ в Мурманской области. Комплекс по перевалке СПГ в бухте Ура обеспечит оптимизацию затрат при поставке продукции в Европу.
Если же говорить в целом о масштабировании российских технологий, то следует отметить, что ключевые технологические узлы, к сожалению, разработаны не отечественными производителями, а нашими зарубежными партнёрами.
АС:Каковы перспективы использования продукции российских производителей (в частности, российской криогенной арматуры) в СПГ-проектах, использующих зарубежные технологии? Какие ограничения Вы видите? Что следует делать для преодоления этих ограничений? Предпринимаются ли в настоящее время какие-либо шаги для увеличения доли российского оборудования в СПГ-проектах, использующих зарубежные технологии?
ПС: Как я уже отмечал, в этой сфере российское производство ещё довольно слабое. Конечно, нужно больше внимания уделять его развитию. Государство должно помогать в создании этих новых производств. Одна из основных проблем, которые не стимулируют развитие отрасли,- это, конечно, отсутствие гарантированных заказов.
В 2021 году мы провели довольно много переговоров с различными производителями оборудования и убеждали их начать новое производство криогенной арматуры. Но, к сожалению, пока мы не нашли понимания. Пока не получается их убедить, и одна из главных причин этого- отсутствие гарантированных заказов на такой вид арматуры. Ведь все прекрасно понимают, что любое новое производство требует времени в количество не менее полутора лет даже при наличии материальной базы. И кто в таком случае из заказчиков возьмёт на себя риски разместить заказ у производителя, ещё не начавшего производство? Этот вопрос довольно специфичный, и на сегодняшний день в режиме новых санкций он будет стоять очень остро. Ведь не смотря на то, что китайский рынок со своим оборудованием пока ещё остаётся для нас открытым, в Европе и Америки не будет больше возможности для масштабных закупок. В связи с этим с точки зрения стратегического развития СПГ такие производства необходимо развивать.
АС: Существует ли некая типовая технологическая модель предприятия по производству СПГ? Например, в энергетике как в тепловой, так и в атомной, известно, что для комплектации одного энергоблока необходимо примерно 30 тысяч единиц трубопроводной арматуры, и номенклатурный ряд этой продукции известен. Возможно ли оценить качественный и количественный состав оборудования типового завода по производству СПГ?
ПС: Об этом идёт уже довольно много разговоров, есть большое количество спекуляций на эту тему. По мнению наших экспертов, не может быть двух одинаковых проектов СПГ, если мы говорим про малотоннажные заводы. Везде есть свои индивидуальные особенности, свой состав газа, разные технологические линии, разные мощности, разныелимиты, слишком много переменных. Если мы говорим про криоА3С, то здесь эти решения могут быть, в частности, в инфраструктуре потребления.
На сегодняшний день мы чётко понимаем, что помимо большого количества вводных, у всего оборудования должна быть одна стандартизация, что сделать практически невозможно. В 2021 году была выпущена СПГ-карта РФ, где мы сделали анализ всех заводов и инфраструктуры, которая уже заявлена в отрасли натерритории страны. И, конечно, мы надеемся, что с учётом всех заявленных проектов наша отрасль начнёт очень хорошо проявлять себя, заводы будут строиться, инфраструктура будет создаваться. И у бизнеса появится больше возможностей для использования СПГ в качестве энергетического ресурса и в качестве газомоторного топлива.
АС:В одном из своих интервью Вы рассказали, что, по вашему мнению, СПГ является «мостом» для перехода к более экологически чистым источникам энергии. Какие именно источники, как Вам кажется, займут в будущем лидирующее положении и почему?
ПС: Если мы вернёмся к истории энергетики, то увидим, что уголь довольно серьёзно доминировал, и всё развитие человечества началось с угля. Потом эту эстафету подхватила нефть. На сегодняшний момент все прекрасно осознают, что и уголь, и нефть наносят серьёзный урон здоровью человека и окружающей среде. И поэтому природный газ, несмотоя на то, что это углеводород, обладает минимальным выбросом вредных веществ и, следовательно, не наносит вреда ни природе, ни человеку.
Весь мир, конечно, сейчас смотрит на возобновляемые источники энергии, на атомную энергетику, поэтому прежде, чем прийти к этим новым концептам, нам необходим какой-то переходный период. Он может составлять и 50, и 70 лет, и даже больше. И здесь природный газ может быть очень хорошо использован в качестве так называемого моста от «грязных» источников энергии - угля, нефти - к более чистым. И мы верим, что жители и нашей страны начнут переформатироваться в сторону более экологически чистых источников энергии. Но произойдёт это не сразу. И, тем не менее, запасы природного газа в России позволяют нам уверенно смотреть в будущее и идти с чётко взвешенной позицией с использованием новых технологий в энергетике. Однако пока ещё остаются нерешёнными вопросы производства элементов для возобновляемых источников энергии и утилизации этих элементов. Об этом говорят слишком мало. А сегодня уже переполнены кладбища для захоронения лопастей для ветрогенераторов и аккумуляторов, несмотря на то, что процент использования таких источников энергии довольно невелик. А что будет дальше?
Массовое развитие электромобилей - кто знает, что оно нам принесёт. На всё это ещё предстоит найти ответы. Один из ключевых факторов в энергетике, который пока никто не отменял, -это EROEI- количество затраченной энергии на производимую. Здесь тоже надо понять, насколько оправдана затраченная энергия на производимую в возобновляемых источниках энергии. Конечно, при сегодняшнем ценообразовании, особенно в свете последних событий, возобновляемые источники энергии при стоимости газа в 2000 дол. США за 1000 м° становятся очень интересными. Но это же всплески цен, они тоже могут быть весьма относительными. Сегодня такая цена, а завтра она упадёт, например, до 300 дол. США. Поэтому не надо смотреть только на спекуляцию рынка, нужно прежде всего рассматривать эти вопросы в долгосрочной перспективе.
Мировой газовой рынок в ближайшие 20-30 лет вырастет минимум в 2-3 раза. И доля использования СПГ, по мнению экспертов, будет составлять более 60%. Выводы из этого каждому следует делать самому. Мы считаем СПГ в настоящее время самым правильным источником энергии, которое позволит перейти от ущерба, наносимого здоровью и окружающей среде, к чистым технологиям, например, к водороду или малой энергетике. Мы верим в то, что в гипотетическом «завтра» у нас будет чистая энергия в каждом доме.
АС: Каковы будут Ваши пожелания читателям журнала и российским арматуростроителям в целом?
ПС: Пожелание у нас на самом деле только одно. Вы находитесь на острие промышленности РФ, благодаря вам она развивается. Что может быть без арматуростроения? Ничего. На сегодняшний день металл- это основной материал для любого строительства, для любого производства, поэтому от уровня, качества арматуры, которую вы производите, зависит развитие промышленности в целом. Я желаю вам успехов, более высоких технологий, более высокой рентабельности бизнеса, ну и, конечно, чтобы всё-таки российские арматуростроители стали сильнее, авторитетные на мировом рынке, чтобы все понимали, что мы лидеры в промышленности не только на территории нашей страны, но ин а общемировом рынке
Национальная ассоциация СПГ
Made on
Tilda